Блондинки в Индии. Серия вторая — Блондинки едут, куда глаза глядят.
Тируваннамалай. Штат Тамил-Наду. Еще 360 км пути.
В начале нашего путешествия это было вовсе не путешествие, а так, поездка. Туда и обратно. Гоа-Путтапарти-Гоа. Но на исходе второй недели в ашраме Саи Бабы, когда пора было бы собираться домой в Гоа, план изменился. Мы решили «немножко поездить». При этом ни одна из нас ни разу не путешествовала по Индии самостоятельно, представления о том, куда мы, сосбно, собрались «поездить» и когда планируем вернуться, тоже не было. План был столь же решительный, сколь и краткий – поездить, и точка! Блондинки сказали, блондинки сделали.
Для начала решили доехать до Тируваннамалай – почему, не спрашивайте. Может быть, потому, что там расположен еще один известный среди европейцев ашрам – Раманашрам. А может быть, так карта легла.
Раманашрам — ашрам Рамана Махарши, которого относят к числу десяти величайших мудрецов и Учителей Индии. Он прославился силой безмолвного Присутствия, святой жизнью и бескомпромиссным учением о самопознании и самореализации.
В Тиру, как коротко называют этот город, этот ашрам не единственный. Прямо рядом с Раманашрамом расположен еще один ашрам — Шри Сешадри Свамигал Ашрам. Этот ашрам не так известен среди европейцев – мы как-то зашли в него, но оказались единственными белыми людьми на его территории.
Ашрамы – не главное, вокруг чего вращается жизнь города. Если Путтапарти – город Саи Бабы, то Тиру, безусловно – город Шивы. Он лежит у подножья горы Аруначала, которая считается воплощением самого Шивы, сошедшего на землю в виде огненной колонны. Аруначала – одно из пяти основных мест паломничества шиваитов. Каждое полнолуние десятки тысяч паломников и любопытных туристов совершают кору вокруг горы. Идти положено босиком, длина маршрута 14 км.
У подножья Аруначалы расположен один из крупнейших шиваитских храмов в Индии — Аруначалешварар. Говорят, ему больше 2000 лет. Этот один из пяти великих храмов Шивы, связанных с пятью основными элементами. Аруначалешварар олицетворяет огонь. Он столь же красив, сколь и грандиозен.
В пути мы видели целые автобусы, заполненные женщинами в ярко-красных сари, и ломали себе голову – почему они все одинаково одеты, и куда так дружно едут? Когда мы оказались в храме, загадка разрешилась.
В Тиру довольно много европейцев, и существует кое-какая туристическая инфраструктура – гесты, кафешки с европейским меню (в Индии это важно, поверьте!), лавки с одеждой и сувенирами. Вся эта благодать сосредоточена в районе Раманашрама.
Сам ашрам небольшой, простой и очень располагающий. В главном зале ашрама находится самадхи Рамана Махарши, и проводятся ежедневные службы. В отличие от ашрама Саи Бабы с довольно строгими правилами, здесь все менее формально. К самадхи можно подойти на расстояние вытянутой руки, и так же близко можно наблюдать службу и все проводимые ритуалы. Служба, насколько я могу судить, проводится по шиваитскому уставу, вокруг лингама, установленного перед скульптурой Рамана Махарши.
Все в Тиру связано с Шивой, его воплощение – горой Аруначала и его гигантским храмом. В том числе, и жизнь самого Рамана Махарши. Пещера Вирупакши, к которой ежедневно ходят паломники и туристы, где великий святой провел в молчании и медитации 16 лет, находится на горе. Ашрам его учителя, под началом которого он постигал медитацию – тоже. Говорят, что на самой вершине горы, в палатке, уже 30 лет живет другой святой, пребывающий в медитации. До вершины мы не дошли, а в пещере и горном ашраме были.
Если говорить о том, про что это место оказалось для меня – наверное, про труд духовного пути и про труд веры в свой собственный путь, неважно, какой он – светский, духовный или принадлежащий любому другому призванию или идее. Главное, что часть пути идти приходится в одиночку, чудеса на этом пути, если и случаются, то сначала благодаря собственным усилиям, и требуется много труда, а иногда и просто ослиного упрямства, чтобы продолжать делать свою жизнь своими руками. Даже если ты молишься или медитируешь всю жизнь, ты должен делать это сам!
В Тиру мы пробыли три дня, после чего отправиться в Пондичерри и легендарный Ауровиль.
Для дальнейших передвижений мы избрали тактику «следующего шага» – определять только ближайшую точку и оставаться в ней столько, сколько захотим.
Поэтому в середине одного прекрасного дня мы приехали на автобусную станцию и начали искать автобус на Пондичерри…
Продолжение будет